«Лето» — Цой жив!

Начало 1980-х. В Ленинграде открывают рок-клуб. Там все подчиняется советским цензурным правилам, по которым слушателям во время концертов не разрешается танцевать, но, тем не менее, он позволяет легализовать подпольную рок-тусовку, возглавляемую такими музыкантами, как Борис Гребенщиков и Майк Науменко (Роман «Зверь» Билык), лидер группы «Зоопарк». Майка почитают в своем кругу, как непререкаемый авторитет, и потому именно к нему приходит за помощью начинающий музыкант Виктор Цой (Тео Ю), который мечтает выступать на сцене. Майк берет Цоя под свое начало, хотя вскоре он осознает, что встретил настоящую звезду, которая может затмить все тогдашние авторитеты. Жена Майка Наташа (Ирина Старшенбаум) тоже очаровалась молодым музыкантом, и у Майка появляется явный повод для ревности.
Растянувшуюся на два часа картину можно поделить на три художественных слоя. Первый, это любовно-творческий треугольник Майка, Цоя и Наташи – история о магнетизме будущего кумира. Простой, добродушный, но одновременно молчаливый и загадочный русский кореец покоряет сердца обоих Науменко. Майк, который понимает, что дошел до творческого потолка, превращается в учителя Цоя и пытается присоседиться к его успеху – поиграть с ним на сцене, предложить гитарный проигрыш или строку для песни. Однако, все это только выпячивает и усиливает развитие Виктора, который в скором времени перерастает Майка.
Параллельно Наташа строит Виктору глазки и приходит к выводу, что Цой мог бы стать лучшим отцом для ее с Майком ребенка, чем не видящий впритык младенца папаша. Но Наталья очень любит своего мужа, чтобы опрометью броситься в измену. Да и Цой не из тех, кто готов предать и обмануть. Майк, живущий по принципам западной рок-культуры, не может в личной жизни вести себя как ревнивый самец. Так что отношения развиваются не по стандартному сценарию, и «Лето» не порадует тех, кто ждет от фильма бразильской мелодрамы.
leto

Следующий слой «Лета» – рок-тусовка, рок-клуб, квартирники, попойки, ночные посиделки и другие атрибуты жизни «советской» рок-молодежи. Здесь, в принципе, все вполне банально, но одновременно весело и ностальгически рассказано о той беззаботной, разгульной и безденежной жизни, которую андеграунд 1980-х так часто пропагандировал. Параллельно, кстати, лента показывает обратную сторону позднесоветского строя.
И третий слой ленты – это абсурдные вставки, совершенно порывающие с реализмом и иногда разрушающие «четвертую стену». Допустим, в фильме мы встречаем персонажа по прозвищу Скептик, который несколько раз демонстрирует зрителям табличку «Этого на самом деле не было». Самые необычные моменты «Лета» – сцены в духе видеоклипов, когда, скажем, в начале фильма перепалка в электричке неожиданно превращается в хоровое исполнение пассажирами песни Psycho Killer группы Talking Heads, а образ дополняется простенькой рисованной анимацией.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *